Как научить ребенка читать?
Сегодня многие школы требуют, чтобы ребенок научился читать еще до первого класса и пришел в школу с уже готовыми навыками чтения и письма. Но в детском саду это не предусмотрено программой. Поэтому очень часто родители предпочитают самостоятельно обучить своего ребенка чтению.
Сегодня многие школы требуют, чтобы ребенок научился читать еще до первого класса и пришел в школу с уже готовыми навыками чтения и письма. Однако сотрудники государственных садиков разводят руками — ведь в утвержденной программе для дошкольных детских учреждений обучение буквам и чтению просто не предусмотрено.
Некоторые родители для этого нанимают специальных преподавателей либо водят своих малышей в школу раннего развития. Но эти способы отнимают немало средств из семейного бюджета, а иногда и времени. Поэтому очень часто родители предпочитают самостоятельно обучить своего ребенка чтению.
Как самостоятельно научить ребенка читать? Тут молодых мам и пап ждут свои «подводные камни» — стоит запомнить два очень важных правила, которые помогут преодолеть их.
Во-первых, с малышом необходимо заниматься регулярно — попытка осилить сразу большой объем знаний раз в неделю-две к хорошему не приведет. Во-вторых, запаситесь терпением. Вероятно, вам кажется, что не запомнить буквы после пятого их произношения невозможно, но поймите — ребенок знакомится с ними впервые, а раздражение с вашей стороны лишь усложняет поставленную перед ним задачу.
Начинать обучать ребенка чтению можно уже в раннем возрасте. С 6 месяцев приучайте малыша к книжкам, демонстрируя яркие, крупные картинки. Одной из первых книжек вашего ребенка может стать азбука, показывайте ему в книжке букву и четко ее называйте.
Но тут необходимо учесть одно правило: буквы надо учить не так, как их называют в алфавите (Эф, Эм, Эс, и т. п.), а так, как они чаще всего читаются в тексте (ф, м, с). Регулярно демонстрируйте крохе букварь, и тогда уже через некоторое время он будет узнавать буквы. Пусть даже он не сможет сам их называть, но в его глазах можно заметить интерес, а иногда даже улыбку при взгляде на знакомые буквы.
После того как вы познакомите его со всеми имеющимися в алфавите буквами, переходите к составлению слогов. Тут применяйте самые разнообразные методики — на сегодняшний день их с легкостью можно найти в Интернете. Специальные буквари, кубики, плакаты на стенах — в ход можно пустить все.
Однако есть возможность обойтись и без них. Например, во время игры писать отдельные буквы и произносить получаемый из них слог: «Р» и «А», вместе «РА», или «К» и «О», вместе «КО», и т. д. Ребенок должен усвоить механизм образования отдельных слогов, тогда он и сам сможет делать это. Затем поиграйте с ним в игру — придумывайте слова, которые начинаются на заданный слог («РА» — ракета, радость, радуга).
После этого он с легкостью начнет читать по слогам. Старайтесь, чтобы малыш не просто читал, но и понимал то, что он произносит — спросите значение простого слова, которое он только что прочитал (мама, папа, деда, жаба и т. п.).
Казалось бы, теперь можно с гордостью «почивать на лаврах», рассказывая всем, что ваш ребенок уже сам читает. Но, как показывает практика, отдыхать пока рановато.
Как только ваш ребенок научился читать не только отдельные звуки, но и целые слоги, которые складываются в слова, наступает момент эйфории у родителей — им кажется, что теперь их малыш может все. Но после этого происходят и первые разочарования: вроде бы он с радостью озвучивает все надписи, которые встречает на улице — «универмаг», «аптека», рекламные слоганы, а порой даже надписи на заборах, вводя вас и окружающих в смятение, но как только вы садитесь за чтение дома, уже после первых строк ребенок грустнеет на глазах и начинает постоянно отвлекаться на происходящее вокруг него.
Стоит отметить, что радость и воодушевление от вновь полученного навыка у ребенка постепенно проходит. И очень важно «поймать» этот момент и адекватно отреагировать. Ни в коем случае не заставляйте ребенка читать подолгу и много, иначе уже через пару месяцев вы привьете ему стойкое отвращение к чтению, которое исправлять придется намного дольше.
Пустить все на самотек («пойдет в школу, там научится» или «всему свое время») и ничего не делать — тоже не выход, хотя это и лучше, чем первый вариант — ведь он, как минимум, сохранит нервы вашего чада в норме.
Однако, если вы действительно хотите, чтобы из вашего маленького чуда вырос истинный любитель литературы, приложите еще немного усилий. Приобретите несколько книжек с крупными буквами и интересными, красочными картинками. Возможно, некоторым покажется, что их ребенок уже вырос из подобной литературы, но не спешите — уговорить ребенка прочитать «совсем немножко текста, ведь тут одни картинки», намного легче. Еще придет время серьезной литературы.
К тому же обратите внимание на размер рассказов или стишков — даже на самую увлекательную историю про любимого героя у малыша не хватит терпения, если она занимает несколько страниц. Пусть первые книги, которые он осилит самостоятельно, будут состоять из рассказов всего в 2−3 абзаца.
Еще несколько советов тем, кто занимается с ребенком:
Пусть занятия станут для вашего чада игрой — читайте с ним по очереди. Сначала вы будете делить строчки не поровну: вы прочитали половину страницы, а ребенок лишь одно-два предложения, главное, что он тоже принимал активное участие в процессе.
Наивно полагать, что как только ребенок получит от вас книгу, он тут же отправится ее читать. Он забросит ее или в лучшем случае просмотрит картинки и прочитает название. Постарайтесь преподнести книгу как нечто очень увлекательное, составьте на нее интересную «рецензию». Например, «это история про то, как лошадка отправилась на прогулку, где нашла сразу несколько друзей, с которыми попала в тааакие переделки…»
Постарайтесь ввести правило: отныне все книги вы читаете только вместе (ну, или ребенок может их прочитать сам).
Обязательно хвалите малыша: «сегодня ты читаешь уже лучше, чем вчера», «ого, сколько строчек ты осилил в этот раз!».
После того как ребенок не только научится, но и полюбит чтение, можно считать, что ваша задача выполнена. Теперь вам остается лишь снабжать свое чадо подходящей по возрасту и увлекательной литературой.