Способности. Что это такое и какими они бывают?
С этим понятием мы часто сталкиваемся в детском садике и школе, когда воспитатели и учителя заявляют: этот ребенок очень способный, а у этого, наоборот, никаких способностей. Такими фразами с ранних лет навешивают ярлыки, что может повлиять на дальнейшую судьбу ребенка.
Помнится, в школьные годы у нас в классе был мальчик, который очень плохо учился. Учителя ставили ему «тройки» из жалости, не упуская случая упрекнуть, что он ни на что не способен и работать ему только в дворниках. Самое интересное, что, став взрослым, он женился, у него двое детей, он устроился работать на рынок. В семье все прекрасно, парень спокойный, покладистый и хозяйственный, деньги зарабатывает, дом — полная чаша. В общем, жизнь идет своими чередом. Ну, не стал он топ-менеджером в крупной компании, музыкантом или актером, но и наркоманом или алкоголиком тоже не стал. Сейчас уже никто не говорит, что у него нет способностей, эта тема потеряла актуальность.
Употребляя слово «способности», мы часто даже не задумываемся, что же означает этот термин. Согласно «Большому психологическому словарю» (Мещерякова, Зинченко) — это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые определяют успешность выполнения какой-либо деятельности и проявляются в легкости и быстроте обучения новым способам деятельности.
Существует несколько уровней развития способностей.
Первой и главной ступенькой являются природные задатки — врожденные, генетически определенные анатомо-физиологические особенности мозга человека, на основе которых формируются способности. Задатки зависят от особенностей строения мозга и органов восприятия. Далее идут непосредственно способности.
Следующий уровень — одаренность — способности, которые дают возможность человеку успешно выполнять какой-либо вид деятельности. Различают интеллектуальную и творческую одаренность. Раньше всего проявляется музыкальная одаренность, позднее — способность к рисованию, математике. Например, почти все выдающиеся математики проявили себя в возрасте до 20 лет.
Следующий этап — мастерство, что подразумевает совершенство в конкретном виде деятельности. Далее — талант, то есть высокий уровень развития способностей, который обычно проявляется в творческих видах деятельности. Развитие таланта зависит от собственной активности человека и его окружающей среды. И, наконец, гениальность — высшая степень творческих способностей, которые оказывают влияние на развитие общества в течение многих лет.
Способности классифицируют по видам психических функциональных систем (мыслительные, коммуникативные, сенсомоторные и т. д. ) и по основным видам деятельности (математические, музыкальные, литературные и т. п. ). Кроме того, способности бывают общими и специальными. Общие есть у большинства людей определенной возрастной категории и проявляются во многих сферах деятельности. Развитие специальных требует обучения и часто особых умственных способностей.
Те или иные способности есть у каждого человека, просто не все могут их выявить и развить. Некоторые способности могут передаваться по наследству, например, математические. Развитие способностей сильно зависит от окружающей среды, в которой происходит формирование человека как личности. У детей их выявить легче, так как они проявляются во время учебы в специализированных школах и кружках по интересам. Некоторые родители проявляют особый фанатизм, пытаясь добиться от своего чада самых высоких результатов.
Тема развития способностей до сих пор является спорной в науке. Некоторые ученые не раз задавались вопросом — можно ли при создании определенных условий развить способности человека до самого высокого уровня, то есть вырастить гения?