Куда ведет Ижорская военная дорога? Путешествие первое: Транзитка – Троицкая слобода

Если бы мы почти сто лет назад в 1913 году захотели прокатиться по только что построенной Ижорской военной дороге из Ораниенбаума в сторону Красной Горки, то должны были бы от железнодорожного вокзала Ораниенбаума пройти пешком или проехать в вагончике на конной тяге по южной стороне Шлюпочного (или Пароходного) канала…

И добраться до самой северной части Морского (Меншиковского) канала, где на насыпанной косе-пристани «транзитке» формируются транзитные поезда на Красную горку.

«Транзитка» — так назывался в народе отправной пункт Ижорской военной дороги. На «транзитке» во времена столетней давности было выстроено здание Ораниенбаумской спасательной станции в память «счастливого избавления Государя Наследника Цесаревича» Николая Александровича от нападения японского самурая в 1891 году в японском городе Отсу. В здании Спасательной станции был кабинет и спальня, предназначенные специально для Иоанна Кронштадтского, а также лазарет и приемный покой для тех, кто нуждался в помощи. Здание Ораниенбаумской спасательной станции было деревянным с башенкой, и столь затейливого оформления, что присутствовало как одна из достопримечательностей Ораниенбаума на многих дореволюционных фотографиях и рисунках.

К пристани причаливали пароходы «Заря» и «Луна» из Кронштадта. Некоторые грузы переваливали в вагоны, идущие на Красную Горку, а некоторые доставляли до железной дороги в Ораниенбаум, где ломовые извозчики развозили их по дачам и складам.

Поезда, идущие на Красную Горку с «транзитки», сначала пересекали по насыпи, отделяющей Меншиковский канал от залива, а после шли вдоль его западного берега, где стояли склады и керосиновые бочки фирмы братьев Нобель. Тех самых братьев, которые, кроме добычи нефти и выработки керосина в Баку, занимались производством мин и взрывчатки для Российской армии. Один из братьев Нобель, уроженец Санкт-Петербурга, Альфред — впоследствии изобрел динамит и учредил Нобелевскую премию мира, а также премии по химии, физике, медицине и литературе.

Еще перед началом Крымской войны (1853−1856) Альфред Нобель был связан с нашими местами: в это время он в Санкт-Петербурге работал на отцовском предприятии Эммануэля Нобеля. Нобели как раз получили заказ на мины для защиты Кронштадта. Гальванические мины, подрывавшиеся по электрическому сигналу с фортов, были разработаны Б. С. Якоби и К. А. Шильдером, а ударные мины самим Эммануилом Нобелем.

В 1854 году английская эскадра уже готовилась начать бомбардировку крепости Кронштадт, но после того, как один из кораблей подорвался на ударной мине, выпущенной на заводе Нобелей, оставила свои намерения и подойти к Кронштадту не решилась. То же самое повторилось в 1855 году, когда подорвались 4 английских пароходофрегата, после чего Крымская война на Балтике практически закончилась.

Как писал очевидец — поэт Тютчев — своей семье по поводу происходивших событий Крымской войны в Ораниенбауме и по поводу кораблей английской эскадры: «…Петербургская публика принимает их как некую very interesting exhibition. …начиная с понедельника образовалась непрерывная процессия посетителей в Ораниенбаум и на близлежащую возвышенность, откуда свободно можно обозревать открывающуюся великолепную панораму, которую они развернули перед нами, невзирая на дальность пути и столько понесённых ими расходов. Намедни императорская фамилия отправилась туда пить чай, подняв в виду их флотов императорский штандарт, чтобы помочь им ориентироваться…».

Альфред Нобель впоследствии уехал за границу заниматься химическими опытами и изобрел динамит, а его братья Роберт и Людвиг с деньгами своего отца сумели основать российскую нефтяную промышленность, которой пользуются современные олигархи, разгружая нефтеналивные баржи — танкеры (которые изобрел Людвиг Нобель) с Бакинской нефтью и керосином, на складах фирмы «Бранобель» (Братьев Нобель), в том числе в Ораниенбауме.

…Когда паровоз, проехав склады фирмы «Бр. Нобель», весело дотягивал несколько вагончиков до Ковша Морского — Меншиковского канала (так ораниенбаумцы называют уширение канала для разворота лодок, плывущих к парадным воротам Большого Меншиковского дворца), рельсы поворачивали на запад, и дорога от Ковша шла уже там, где ходят современные электрички.

К сожалению, Меншиковский канал — одно из первых творений воли Светлейшего князя и генералиссимуса Александра Меншикова, постройки 1712−1714 гг., — сейчас находится в запущенном состоянии. В год 300-летия городские власти слегка почистили Меншиковский канал от камышей, ила, очистили от зарослей на берегу, открыв с крыльца реставрированного Меншиковского дворца вид на историческую панораму. Но передать в руки рачительному хозяину и облагородить берега канала, как это предлагали хозяева ГМЗ «Ораниенбаум», — на это пока нет политической воли.

И на этом веселый паровозный гудок прерывает наши невеселые юбилейные думы и мы подъезжаем к первой остановке вековой давности Троицкой слободе, которая носит сейчас скромное название: платформа «Ораниенбаум-II».




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: