Какой может быть психология благотворителя?
Несмотря на то, что благотворительность в человеческом обществе существует тысячелетия, в психологии, в частности, в социальной, интерес к этому явлению возник относительно недавно. Отчасти я согласен, что мы видим определенный взрыв благотворительности и все больше людей вовлекается в этот процесс.
Но давайте не будем создавать еще один миф о том, что наши люди в массовом порядке начинают нравственно очищаться и поворачивать свое лицо в сторону ближнего.
На самом деле подавляющее число россиян благотворительностью заниматься не склонны и делают это (если делают) время от времени, в зависимости от ситуации, в зависимости от того, кому следует помочь, и т. д. Если их не организовать, не использовать, грубо говоря, в благих целях некоторые особенности мотивации потенциальных благотворителей, то они и палец о палец не ударят. Более того, существует немалый процент людей, которые вообще напрочь отказываются заниматься благотворительностью, потому что не видят в этом никакой пользы и смысла. Ответ: «Мне бы кто помог!» — это тоже не такая уж редкость в современном обществе.
Развитию «народной» благотворительности во многом способствует развитие современных средств персональной коммуникации. Собрать «оффлайн» на благотворительную акцию несколько тысяч человек, проживающих в нескольких регионах страны, очень трудно. А вот объединить «онлайн» сотню-другую людей, готовых реально чем-то помочь, трудно, но вполне возможно. Если найдутся те, кто готов взять на себя организационные хлопоты, не считаясь с личным временем, идея вполне может быть реализована. Примеров этому более чем достаточно.
Хочу затронуть еще одну тему этой проблемы, которая может далеко не всем понравиться. Иногда благотворительные группы собирают суммы на лечение человека, которые являются просто астрономическими и вызывают сомнение в их обоснованности. Встаньте на позицию той же бизнес-клиники и вы поймете, как выгодно им развивать благотворительные движения в мире. Назначай любую сумму «от фонаря», а люди «напрягутся, сбросятся и соберут».
Теперь поговорим о мотивации благотворителя. В таких случаях обычно говорят о мотивации внешней и внутренней.
Внешняя — она и вызывается вешними обстоятельствами, и больше походит на спонсорство. Да, возможных доходов благотворитель от своей деятельности не ищет, но слово «хорошая репутация» для него совсем не лишнее. Кстати, очень часто слава о благотворительности того или иного человека идет «из рук в руки», потому что «светиться» в СМИ в этом случае будет некрасиво. К этому же типу мотивации относится желание увеличить сеть своих личных социальных контактов, помочь друзьям, просто развить в себе управленческие способности, справиться с мучающим «комплексом неполноценности», который преодолевается внешней активностью и т. п.
Внутренняя мотивация благотворителя — это более сложное явление. Человек может исходить либо из эмоционального «хочу», либо из рационального «надо». И ту, и другую мотивацию его мыслей, действий, а затем и поступков, можно считать внутренними, исходящими от «души».
В случае «хочу» толчком к благотворительности могло послужить чувство сопереживания («я сама так потеряла ребенка!», «я тоже не могла найти маме деньги на лечение!»), сопричастности к происходящему («в этом городе это может запросто случиться и со мной!»).
В случае «надо» верх начинают брать несколько иные мотивы, идущие «от ума». Такой человек может рассуждать примерно так: «Все мы люди, все мы „человеки“. Поэтому нам, чтобы выжить, необходимо помогать друг другу».
Очень важен и поведенческий аспект психологии благотворителя и благотворительности. Если человек уже давал деньги на какой-нибудь проект, то он, скорее всего, даст и еще. Кроме того, вероятнее всего, человек соотносит свои решения о благотворительности с существующей у него избирательной системой ценностей и интересов. Скажем, на развитие детского футбола он денежку даст, а от помощи в лечении старика-инвалида будет всячески увиливать. Или, например, одному организатору благотворительной акции поможет, а другому — ни в какую! Несмотря на кажущуюся простоту явления, на самом деле в психологическом плане оно весьма и весьма неоднозначно.
Из сказанного вытекает то, что «благотворительность — это вам не просто так, и ею надо заниматься». При этом заниматься с учетом и ее психологической специфики, т. к. здесь много «подводных камней», о которых сегодня мы даже не догадываемся.