Как был написан первый норвежский поп-хит «Take On Me»? К 53-летию Мортена Харкета
Когда я готовил эту статью, то ненароком спросил свою жену — а помнит ли она песенку «Take on Me» группы с весёлым названием А-ХА? Но даже мои попытки напеть знаменитое клавишное вступление не увенчались успехом — жена не помнила.
Однако стоило ей увидеть знаменитый клип на эту песню, где со страниц комиксов протягивалась нарисованная рука, память её тут же оживилась.
Да что там моя жена, если будущий мегахит до съёмок клипа «прогорал» аж 2 раза! История у песни была очень долгая и непростая.
Начать, наверное, стоит с того, что a-ha (писать надо именно так — прописными буквами) — группа норвежская, а из скандинавов на мировой поп-рынок тогда сумела пробиться лишь АББА. Ядро группы составили два друга детства — Пол Воктор и Магне Фурухолмен, уже игравшие вместе в коллективе BRIDGES. По их признанию мелодия «Take on Me» была написана ещё в 16-летнем возрасте и поначалу носила совсем другое название «Juicy Fruit Song». Ребята уже пытались вырваться за пределы страны фьордов, но первая попытка покорения Лондона прошла неудачно. Однажды какой-то продюсер, послушавший «Juicy Fruit Song», сказал им: «Ребята, песня на самом деле первоклассная, но если её будете петь вы, то ничего не выйдет».
Ребята к совету прислушались, и в группу был рекрутирован старый знакомый по имени Мортен Харкет, обладатель голоса диапазоном в 5 октав (так пишут, но, по-моему, это преувеличение) и будущий рекордсмен Книги Гиннесса по самой длинной протянутой ноте среди мужчин в поп-музыке (20,2 сек. в песне «Summer Moved On»). Трио назвало себя интернациональным восклицанием a-ha, записало несколько демо и решилось на вторую вылазку в Лондон. На кассете была и новая версия песни про фрукты, но теперь она называлась «Lesson One». «Lesson One» хотя и напоминала будущую «Take on Me», но в ней был другой припев, другой текст и даже выкрик Харкета, имитирующий крик петуха.
Жизнь в Лондоне снова оказалась не радужной. Денег у ребят было в обрез, жили они как бедные студенты — втроём в одной комнате с двумя кроватями, одной работающей лампочкой и протекающим газом. Мортену приходилось даже печь хлеб из капусты и отрубей. Наконец, им улыбнулась удача — владельцу студии Джону Рэтклиффу понравились песни a-ha, он помог им выйти на лейбл Warner и в конце 1983 г. долгожданный контракт лежал у норвежцев в кармане.
Но радость была снова омрачена неудачами. В октябре 1984 г. та самая перспективная песня очередной раз сменила название на «Take on Me» и была выпущена синглом. В поддержку сингла сняли незамысловатое видео, где музыканты просто пели на голубом фоне. Но сингл просвистел, как чайка над фьордом — было продано всего… 300 экземпляров.
Тогда «Take on Me» перемикшировали и в начале 1985 г. снова запустили в продажу. И снова сингл никто не заметил. Поразительно, но компания не отвергла неудачливых викингов и после этого — они верили в перспективность музыки a-ha. «Take on Me» перезаписали третий раз — в результате песня приобрела откровенно коммерческое синтипоповое звучание, весьма далёкое от первоначального замысла музыкантов. Но это был не тот случай, чтобы качать свои права.
Но прежде, чем запустить многострадальную песню в продажу, компания решила подключить «тяжёлую артиллерию» и ударить не только по ушам, но и по глазам слушателя.
Мортен Харкет: «В начале восьмидесятых без инновационного видео успех был просто немыслим. 1 августа 1981 с клипа BUGGLES на песню „Video Killed The Radio Star“ начинает работу MTV. Со временем клипы превращаются в самостоятельное искусство. В 1984 выходит клип на песню „Thriller“ Майкла Джексона, который задаёт совершенно новые правила. 12-минутное видео открывает новые горизонты. Год спустя на этом поприще отмечаются и DURAN DURAN — их клип на песню „Wild Boys“ апокалиптичен, сексуален, зрелищен и стоит 1 млн. долларов, что делает его самым дорогим видео того времени. a-ha понимают, что для „Take On Me“ нужен клип, который бы затмил всё, что было снято до этого».
В производство был запущен революционный по тем временам клип, сделанный методом ротокопирования — где анимация плавно переходила в натуральные съёмки и наоборот. По сюжету девушка листает комиксы с красавцем-супергероем, и он неожиданно оживает и увлекает героиню в свой нарисованный мир. На роль была выбрана американская актриса Банти Бэйли, которую на кастинге попросили показать, как бы она отреагировала на руку протянутую из комикса. Впоследствии у Мортена и Банти даже завяжется натуральный роман, но он будет недолгим — девушка уйдёт к другому певцу — Билли Айдолу.
А пока на съёмки клипа отвалили целых 100 тысяч долларов, и длились эти съёмки (под руководством режиссёра Стива Баррона и аниматора Майкла Паттерсона) аж 4 месяца. Но оно того стоило. Клип был запущен в ротацию на MTV за месяц до выхода сингла, и когда он таки вышел, то публика уже была готова к «встрече со звездой».
Дай мне шанс (пер. Yonder)
Мы уже сказали друг другу все слова У меня их, кажется, Совсем не осталось Скажу одно: Ты сегодня в очередной раз Пытаешься отстраниться от меня Но я всё же попробую добиться твоей любви. Ты не против?
Дай мне шанс, всего лишь один Через день или два Меня уже не будет
По мне сразу видно Что я совсем не герой-любовник Но учась на ошибках Я потихоньку понимаю, что жизнь не так уж и плоха Согласись со мной: Уют и комфорт ничуть не лучше слёз и грусти
Дай мне шанс, всего лишь один Через день или два Меня уже не будет
Твои слова Что это — правда, или ты Просто пытаешься развеять мои страхи Ты — это всё, что останется в моей памяти Ты отстраняешься от меня Но я всё же попробую завоевать тебя
Дай мне шанс, всего лишь один Через день или два Меня уже не будет
В один миг a-ha превратились из никому неизвестных ребят в кумиров молодёжи. В июле 1985 г. они с синглом «Take on Me» возглавили американский топ (первые и до сих пор единственные из норвежских исполнителей) и попали на 2 место хит-парада британского. Видео «Take on Me» получило «Грэмми», альбом «Hunting High and Low» вошел в Top15 США (в Британии он стал № 2), а фото симпатичных хлопцев появились в комнатах подростков рядом с мордашками DURAN DURAN.
В отличие от масс критика встретила дебют a-ha довольно высокомерно, отведя группе место эдаких «поп-болванчиков». Парням эта роль была неприятна. Позже они говорили, что коммерческое звучание альбома — это дело рук продюсеров, а они, услышав окончательное сведение, даже не узнали своих песен. Впоследствии оседлав волну успеха, они уже станут жестче гнуть свою линию, и каждым следующим альбомом доказывать, что они не «болванчики», а серьёзные талантливые композиторы.
Из интервью с Мортеном Харкетом: «- Правда, что на самом деле вам не нравится „Take on Me“? — Нет, но я по-прежнему вижу себе эту песню в другой версии. — Что-нибудь со струнными? — Не струнные… я вижу себе более смелый вариант. — Смелый? — Одновременно и сильный и бурляще-легкий. Мне кажется, песня, возможно, слишком под влиянием синтетического струнного звука. Но мы совершенно спокойны за „Take on Me“. Она победила».
Стоит признаться, я сам поначалу долго судил о группе только по «Take on Me», признавая песню, хоть и приятной, но жутко попсовой. Но, послушав весь альбом того же 1985 года, я был неожиданно очарован красотой других песен (далеко не весёлых, а грустных и меланхоличных), среди которых и «Hunting High and Low», и «Train of Thought», и конечно же знаменитая «The Sun Always Shines on T. V. », с которой рокеры U2 слизали целый фрагмент в своей песне «Beautiful Day». Да, музыку a-ha трудно назвать революционной или необычной, но такого достоинства, как красота, тоже никто не отменял.
Из интервью с Мортеном Харкетом: «- Раздражает ли вас, что некоторые думают, будто „Take on Me“ — ваша единственная успешная песня? — Нельзя возразить, она и есть наша самая успешная песня. Но не единственная удачная песня. Однако потому что она стала таким культовым хитом, люди вспоминают ее, когда думают о нас. Странно думать, что теперь эта песня — классика диско, и что дети, которые даже еще не родились, когда песня была выпущена, знают ее текст! Я абсолютно понимаю, почему диджеи так любят ставить ее на вечеринках. Она совершенно позитивная. …- Какой была бы жизнь, если б не успех „Take on Me“? — Полной других успехов, вызывающих такие же вопросы».