Кто мог убить Сергея Есенина?
28 декабря 1925 года в одном из номеров ленинградской гостиницы «Англетер» было обнаружено тело поэта Сергея Есенина — он был повешен на трубе парового отопления. По официальной версии, Есенин совершил самоубийство в состоянии депрессии. Потом появилось несколько новых версий. Сторонники одной из них утверждают, что Сергей Есенин был убит троцкистами.
Следует отметить, что за последние годы произошла некоторая демонизация Троцкого и были реабилитированы некоторые «троцкисты». Но с другой стороны, если учесть, что пишут о Троцком в современной России, то можно отметить, что Льва Давидовича продолжают «мочить» и иной раз даже сильнее, чем в сталинскую эпоху. Даже Сталин не додумался обвинить Троцкого в тех грехах, в которых обвиняют «демона революции» его современные противники. Оказывается, на VI съезде партии, воспользовавшись отсутствием Ленина, в партию большевиков проникли агенты мирового сионизма во главе с Лейбой Бронштейном. Оказывается, по приказу Троцкого был убит поэт Сергей Есенин.
Среди политиков первой трети ХХ века видное место занимает Лев Троцкий. В самом деле, его вклад в историю русской революции бесспорен. Именно Троцкий, пока Ленин скрывался в подполье, провел подготовительную работу для захвата власти в октябре 1917 г. Именно Троцкому Ленин доверил важные посты в партии и государстве. Бесчисленные подтасовки сталинских подручных постепенно вывели имя Троцкого из истории, будто его и не было, а на первое место водворили Сталина, поставив имя последнего рядом с именем Ленина, тогда как на самом деле именно Троцкий был вторым после вождя человеком в стране в годы революции и гражданской войны.
Каких либо серьезных разногласий у Ленина с Троцким не было. А их разногласия в ходе «дискуссии о профсоюзах» были явно преувеличены. По массе более важных вопросов Ленин и Троцкий действовали в тандеме. Пока Ленин был жив, Троцкого особенно не трогали. Его положение существенно поменялось после смерти Ленина. Троцкому припомнили прошлые разногласия с Лениным, Сталин даже заявил, что Троцкий на брюхе прополз в партию большевиков. Противники Троцкого сделали все возможное, чтобы доказать: Троцкий не имеет права занимать пост наркома обороны. Натиск на Троцкого был столь велик, что тот надолго замолчал. Промолчал даже когда в 1925 г. Царицын был переименован в Сталинград, хотя в свое время Троцкий сам критиковал Сталина за его дела в Царицыне.
Руководствуясь элементарной логикой и здравым смыслом, нельзя не задать вопрос: «А зачем униженному и перепуганному Троцкому организовывать убийство Сергея Есенина?» Утверждают, что у Есенина были какие-то документы, компрометирующие Каменева. Но если документы касались Каменева, одного из противников Троцкого, то зачем Троцкому убивать Есенина?
В январе 1926 г. «Правда» публикует статью Троцкого. Статья посвящена памяти погибшего Есенина.
«Мы потеряли Есенина — такого прекрасного поэта, такого свежего, такого настоящего. И так трагически потеряли! Он ушел сам, кровью попрощавшись с необозначенным другом, — может быть, со всеми нами. Поразительны по нежности и мягкости эти его последние строки. Он ушел из жизни без крикливой обиды, без позы протеста, — не хлопнув дверью, а тихо прикрыв ее рукою, из которой сочилась кровь. В этом жесте поэтический и человеческий образ Есенина вспыхнул незабываемым прощальным светом…»
При самом критическом отношении к Троцкому нельзя не признать, что он был единственным видным деятелем партии, который с уважением откликнулся на смерть поэта. Киров, который встречался с Есениным в Баку, промолчал, а Бухарин, в то время верный лейтенант Сталина, позже назовет поэзию Есенина припудренной матерщиной.
Троцкий нашел душевные, трогательные слова о «незащищенной душе поэта» и о «жестокой эпохе», в которую он жил. «Нет, поэт не был чужд революции, — он был несроден ей… Короткая жизнь поэта оборвалась катастрофой». (Троцкий тогда еще не мог предположить, что его собственная жизнь тоже оборвется катастрофой). А разве то, что говорил Троцкий о Есенине противоречило тому, что говорил сам Есенин?
Революция обещала осчастливить людей. Однако, вопреки Блоку, Христа за идеями революции не было. Это Блок понял несколько раньше Есенина. Есенин не проклинает революцию, он принимает ее, заявляя «Я — большевик!», и увлеченный порывом масс готов, «Задрав штаны, Бежать за комсомолом». Однако он тут же задумывается: «Не знаю, что будет со мною…/ Может, в новую жизнь не гожусь», и делает свой трагический вывод:
Вот так страна! Какого ж я рожна, Орал в стихах, что я с народом дружен? Моя поэзия здесь больше не нужна, Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
В начале 1926 года в Москве стало распространяться якобы принадлежащее Есенину стихотворение «Послание евангелисту Демьяну». Оно ходило в списках с различными вариантами строк. Хотя поэта уже не было в живых, его сестра Екатерина Есенина выступила с опровержением.
В апреле 1926 года газеты «Известия» и «Правда» поместили письмо Екатерины Есениной, где, в частности, говорилось: «Что касается „Послания Демьяну Бедному“, то категорически утверждаю, что это стихотворение брату моему не принадлежит». Советская пропаганда, яростно боровшаяся против «есенинщины», поддержала сестру поэта, и автором «Послания…» был потом объявлен не известный никому стихотворец Николай Горбачев.
Послание оканчивается строками:
А русский мужичок, читая «Бедноту», Где образцовый блуд печатался дублетом, Ещё отчаянней потянется к Христу, А коммунистам мат пошлет при этом.
Согласитесь, за такие стихи Есенина мог убить любой твердолобый большевик, который мог и не быть «троцкистом». За такие стихи Есенина осудил бы даже покойный Ленин, так как своим стихотворением поэт поставил под серьезное сомнение ленинскую политику наступления на православную веру. Так что если Есенин был убит, то убийц надо искать среди тех, кому Троцкий проиграл борьбу за власть — среди сторонников Сталина.
Были ли у Есенина шансы пережить 1937 год? Я думаю, что подобные шансы были ничтожны. Слишком высоко возвышалась голова Есенина среди «сброда тонкошеих вождей», и эту голову обязательно бы срубили.
Бухаринская оценка поэзии Есенина пережила Бухарина. Советских людей воспитывали на поэзии Маяковского, «с Лениным в башке и с наганом в руке». Есенина официально не запрещали, но и особо не печатали. Заговор молчания вокруг его имени продолжался вплоть до смерти Сталина. Есенин вернулся «весомо, грубо, зримо» только после смерти вождя.