Какое оно, современное финское искусство?
Какое?. . В первую очередь, наверное, разное. На мой взгляд, именно такой вывод можно сделать, ознакомившись с экспозицией выставки современных финских художников из губерний Оулу и Лапландия, открывшейся 14 сентября в Музее изобразительных искусств Республики Карелия.
Конечно, две губернии — это ещё не вся Финляндия, но они — неотъемлемая составляющая страны как единого целого. А по отдельным частям целого можно с достаточно большой долей уверенности судить и о нем самом.
И если это сделать, то да — первое, что бросается в глаза — «разность» представленных на выставке художников. В экспозиции — и графика, и живопись, и скульптура. Есть фотографии, художественные объекты, инсталляции.
Но не только разные подходы авторов к отображению в своих произведениях того, что волнует их, порождает это многообразие. Различен и материал, с которым работают художники. Кто-то предпочитает традиционные бумагу, картон и краски (акрил или акварель), кто-то — дерево (липа, ольха, береза). Кто-то работает со стеклом, а кому-то больше по душе металл. А в дополнение к уже давно известным материалам и способам работы с ними появляется что-то новое, вошедшее в нашу жизнь совсем недавно. Галогеновые лампы, цифровая видеосъемка, например.
А как же иначе? Искусство-то… Современное. Значит, должно (просто обязано!) использовать современные материалы и технологии.
Но каждый из авторов относится к тому материалу, с которым работает, с настоящей любовью и, наверное, где-то там, в глубине своего «я», считает его живым, способным передать те чувства и эмоции, что возникают у художника в процессе творчества.
Как сказала Мери Джейн Грегори, представленная на выставке, среди прочего, и работой «Эллитялли», напоминающей интерактивную игру многослойного рисунка на стекле с бесконечным числом его зеркальных отражений: «Трогать стекло — всё равно, что заниматься любовью. Оно может быть как мягким, так и чрезвычайно опасным. Поэтому с ним надо быть твердым, но нежным».
Но главная «разность» современного финского искусства, в том, что каждый из авторов — индивидуальность, которая имеет свой личный, зачастую — неповторимый взгляд на окружающую его жизнь, и по-своему, оригинально доносит своё видение этой жизни до современников.
Так, Юсси Валтакари, автор небольших по размеру скульптурных композиций, считает, что: «Существуют вещи и ситуации, которые невозможно изменить. Но можно понять их и выразить своё отношение к ним».
А вот это «выражение» у каждого из авторов своё. Равно как и «понимание». При этом надо помнить о том, что мысль, заложенная художником в своё произведение, не тождественна тем мыслям, которые возникают уже у нас, зрителей. Что, в свою очередь, порождает мультипликативный эффект восприятия. И один и тот же художественный объект становится многозначным в наших, зрительских глазах. При этом его «разность» уже нами самими возводится в степень «n», где «n» — количество людей, увидевших конкретное произведение и, задумавшись, остановившихся перед ним.
И всё же у всех произведений, представленных на выставке, есть что-то общее, объединяющее их и делающее неотъемлемой частью общеевропейского, а в конечном итоге и мирового искусства.
Наверное, не просто так художник Эса Мелтаус считает своим девизом высказывание польского писателя Ежи Станислава Ленца — «Поэт рыбачит в реке, которая течет сквозь него». Хотя, наверное, в этом есть и что-то своё, личное. Эса родился в 1961 г. в Виртаярви. А «ярви» по-фински — озеро, из которого обязательно вытекает (или впадает в него!) какая-нибудь речка. Так или иначе, но акварели Мелтауса так же светлы и прозрачны, как чистые воды многочисленных рек и озер его Родины. Только это уже не речные или озерные воды, а та жизнь, что течет сквозь художника, выплескиваясь уверенными мазками кисти на его картины.
Общим для всех современных финских художников, представленных на выставке, является и то, что творят они, опираясь на основу, заложенную их предшественниками. Создавая что-то своё, новое современное искусство Финляндии не забывает о своих корнях.
Юсси Валтакари режет свои деревянные скульптурные композиции доставшимся ему от отца зеркально гладким лапландским ножом. Тем самым, которым тот когда-то вырезал для него игрушечный меч.
Одним из источников вдохновения для скульптора Ристо Иммонена стал эпос «Калевала», благодаря которому им создана собственная визуальная версия образов карельских женщин — таинственных и загадочных. А его работа «Раненый ангел» — современная интерпретация одноименной картины одного из финских классиков — Хуго Симмберга (1903 г. ), хранящейся в хельсинкском музее Атенеум.
Но главное, что объединяет современных финских художников — это те вопросы, на которые они ищут ответы в своих произведениях. И главный из них — что такое наша жизнь?
Кто-то, как Сакари Матинлаури, считает, что это — извилистый путь, усеянный терниями, на котором не всегда стоит надеяться на окружающих, ибо брошенный тебе спасательный круг — разомкнутая окружность из идеально отполированной нержавеющей стали, по бокам которой — острые шипы. Чтобы ты, не приведи Господь, невзначай не уцепился за него, ободренный мнимым сопереживанием находящихся на берегу…
В чем-то солидарен с ним и Эса Мелтаус, пытающийся, на мой взгляд, донести до нас своей акварелью «Шкура II» мысль о том, что под внешней оболочкой многих из окружающих нас людей нет ничего, кроме скелета. Хотя… Может, это не так уж и плохо? Ведь скелет — это тот стержень, на котором может и должна крепиться личная жизненная позиция каждого из нас. Значит, ещё не всё потеряно!
По-своему на извечный философский вопрос отвечает Вейко Тёрмянен в композиции «Отправление»: да, наша жизнь — игра. Но ведь никто не тянет нас силком за карточный столик?! Так и в жизни. У каждого всегда есть выбор — в темный или светлый вагон сесть. Но, даже поднимаясь по ступенькам в светлый, надо помнить, что помимо разноцветья жизни, чувств и эмоций, в нём всегда есть вкрапления черных точек…
Наверное, можно ещё много и долго рассказывать даже об этой, совсем небольшой группе представителей современного финского искусства, с чьими работами нынешней осенью смогут познакомиться жители карельской столицы, но… Каков же ответ на вопрос, вынесенный в заголовок этой статьи? На мой взгляд, на него невозможно ответить однозначно. У каждого из нас ответ будет свой.
Поэтому, если будет такая возможность — посетите выставку. Ну, а не будет — не каждый ведь сможет приехать в Петрозаводск в ближайшие дни и недели… — читайте этот материал и смотрите фотографии с выставки. Смотрите, думайте, делайте выводы. И ищите свои, личные ответы на те вопросы, которые ставят перед нами современные финские художники. И сама жизнь…