Почему День Ингрии празднуется в дни памяти св. Анны Новгородской?
Ингерманландия — Ижорская земля, которую Петр Великий завоевал вместе со светлейшим князем Ижорским Александром Меншиковым (владельцем Ораниенбаума). Земля, где находятся многочисленные селения с названием Ижора, теперь называется Ленинградской областью и Петербургом, а с 1617 по 1721 году официально принадлежала Шведской короне.
Она была населена в основном финноугорскими народами: водью, карелами, финнами и ижорами. Ижора — это самоназвание народа, расселенного в начале 18 века по левому берегу Невы и Южном берегу Финского залива от реки Лавы до реки Нарова.
Шведы называли этот народ инграми. Поэтому шведское название этой земли — Ингерманландия (страна ингров) или Ингрия — оставалось уже после окончания Северной войны в ходу в России. Потом она стала называться Ижорским княжеством.
Некоторые древние селения русские переселенцы называли Ижорой, что и осталось в топонимике Ингрии — Петербургской губернии.
Больше всего ижоры жило рядом с будущим Царским Селом, например сохранившийся до настоящего времени в черте Петербурга поселок Усть-Ижора, и рядом еще разные Ижоры (на железной дороге есть станция).
Такая же почтовая станция Ижора находились на московской дороге, по которой ехал Пушкин, возвращаясь из села Бернова Тверской области, где он отдыхал в 1825 году у своих знакомых Вульфов, с младшим из которых он подружился и даже поехал в одной карете до Петербурга.
Но на день он остановился в городе Старица (кстати, это мой родной город, поэтому эту историю мы учили в старицкой школе на уроках литературы), где он был очарован на бале дочерью старицкого исправника Катенькой Вельяшевой.
И она, взглянув пару раз на него своими необыкновенными глазами цвета отражающегося в Волге летнего неба, оставила на него такое неизгладимое впечатление (а наши старицкие девушки такие), что после долгой дороги от Старицы через Торжок до Петербурга он был под впечатлением этой встречи на бале в Старице. И поэтому:
«…Подъезжая под Ижоры, Я взглянул на небеса И воспомнил ваши взоры, Ваши синие глаза. Хоть я грустно очарован Вашей девственной красой, Хоть вампиром именован Я в губернии Тверской, Но колен моих пред вами Преклонить я не посмел И влюбленными мольбами Вас тревожить не хотел. Упиваясь неприятно Хмелем светской суеты, Позабуду, вероятно, Ваши милые черты, Легкий стан, движений стройность, Осторожный разговор, Эту скромную спокойность, Хитрый смех и хитрый взор. Если ж нет… по прежню следу В ваши мирные края Через год опять заеду И влюблюсь до ноября».
Впоследствии поэт заезжал в «эти милые края» в Старицу и Берново, но он уже был в ранге влюбленного мужа (и такое бывает), поэтому он пишет жене Наталье в августе 1833 года, проезжая через вульфовские поместья: «Вельяшева, мною некогда воспетая, живет здесь в соседстве, но я к ней не поеду, зная, что тебе было бы это не по сердцу».
Вот таким деликатным «вампиром» оказался поэт Пушкин. Но прославил почему-то не город Старицу Тверской губернии, а село рядом с Петербургом — Ижору, где находилась последняя почтовая станция при въезде в столицу на берегу реки Ижорки (по-фински Инкерийоки — река ижор).
Другие же деревни Ижоры, по железной дороге к которым ехал не поэт, а герцог Тедди Мекленбургский — владелец Ораниенбаума в начале XX века — находятся километров за 100 от воспетой Пушкиным Ижоры. Рядом с Ораниенбаумом сохранилось древнее село Большие Ижоры и маленькая деревня Малые Ижоры, разрезанная и уничтоженная кольцевой автодорогой (КАД) при въезде на дамбу и Кронштадт. Они расположены на Южном берегу Финского залива и исторически были заселены ижорой, т. е. жителями Ингрии-Ингерманландии — людьми ижорской национальности, которые занимались традиционно рыболовством и контрабандой, о чем есть замечание Тедди Мекленбургского, описавшего в своих мемуарах «Путешествие от Ораниенбаума в Большую Ижору».
Есть и другая романтическая легенда происхождения названия нашей земли Ингрии: русский князь Ярослав Мудрый влюбился в дочь шведского конунга Олафа Шведского по имени Ингрид (Ингигерда). Чтобы она вышла за него замуж, в качестве свадебного подарка Ярослав подарил будущей жене город Альдейгьюборг (Ладогу) и окружающие земли, которые и получили с того времени название Ингерманланд («земли людей Ингигерд»).
А Ингигерда, или в крещении Ирина, была канонизирована 4 октября православной церковью под именем монахини Анны Новгородской. Мощи святой Ирины хранятся в новгородском Софийском соборе, и до сих пор действует посвященный ей монастырь, построенный Ярославом Мудрым, в другой столице Руси — Киеве. Нашему великому русскому поэту, конечно, не под силу был такой щедрый подарок старицкой девушке с глазами небесного цвета. Но такова судьба бедных поэтов…
Но, тем не менее, любовь — вечна и прекрасна, если эти истории мы помним через века! Поэтому в начале октября в Ораниенбауме традиционно отмечается День Ингрии.
В этом, 2012 году, День Ингрии пройдет и окрестностях Ораниенбаума — в Петергофе и в Стрельне, где впервые, подхватив наш рамбовский почин, пройдет праздник «СТРЕЛЬНИНСКИЙ БЕРЕГ ИНГРИИ»:
7 октября 2012 года в Стрельне пройдут мероприятия, организованные Муниципалитетом совместно с библиотекой им. Ю. Инге. На спортивной площадке по адресу: ул. Театральная, 15 состоится Международная спартакиада по национальным видам спорта Ингрии. Начало: 11. 00
В лекционном зале детской библиотеки (Стрельна, ул. Орловская д. 2) в 14. 00 пройдет праздник, посвященный этому событию.
В программе: — Открытие фотовыставки художника Эдуарда Якушина. — Книжный салон (презентации новых краеведческих книг петербургских издательств «Остров», «Гийоль», «Инкери», «Лики России»). — Музыкальный аккорд ингерманландских финнов. — Спортивные национальные шуточные состязания.
Все участницы праздника с именем Ирина (Ингрид, Ингрия) получат сувениры на память!