Гангстерская драма «Проклятый путь». Что такое вендетта по-ирландски?
Только безумец нынче согласится работать в гангстерском жанре. Безумству храбрых, как известно, поем мы песню, ибо по этой тематике в разные годы веско высказывались такие мэтры, как Френсис Форд Коппола, Серджио Леоне, Мартин Скорсезе и Брайан Де Пальма.
Казалось бы, проникнуть в сей пантеон с какого-либо входа нереально, потому как все сказано, показано и доказано. И все-таки некоторые отчаянные головы пытаются выше оных прыгнуть.
В 1999-м году неизвестный доселе миру американский режиссер-дебютант Сэм Мэндес буквально порвал мирно почивавшую публику своим хитом «Красота по-американски». Независимая драма, снятая за скромные 15 млн долл., сумела пробиться в чертову дюжину самых кассовых лент года, обогнав такие популярные фильмы, как очередной эпизод бондианы «И целого мира мало», «Американский пирог» и «Сонная лощина» Тима Бертона. Не говоря уже о том, что лента Мэндеса стала лучшей по мнению британской киноакадемии, завоевала главный «Золотой глобус» и откусила целых пять Оскаров, включая статуэтки за лучший фильм, режиссерскую и операторскую работу, сценарий и главную мужскую роль (Кевин Спейси).
Разумеется, грандиозный фурор в кассах и зрительских сердцах не мог не сказаться на желании режиссера продолжить купаться в лучах славы. А посему к своему следующему фильму Мэндес отнесся со всей серьезностью. За основу криминальной драмы «Проклятый путь» был взят одноименный графический роман (читай — комикс) 1998 года. Желание постановщика потоптаться по колее, проторенной «Крестным отцом», «Неприкасаемыми» и «Хорошими ребятами», публика восприняла скептически. Особенно настораживало, что картина базировалась на вымышленной истории с редкими вкраплениями реально существовавших персонажей. А узнав, что на главную роль Мэндес пригласил Тома Хэнкса, аудитория и вовсе сникла, не сумев даже мысленно сопоставить «форреста гампа» американского кино с образом крутого гангстера.
…Америка. Год 1931-й. Последние годы «Сухого закона» и первые разрушительные шаги «Великой депрессии». В эпоху, когда уровень жизни падает с каждым днем, а залить горе нечем, хорошо живется тем, у кого работа «на воздухе, с людьми». Таким как Майкл Салливан, наемник на службе у местечкового босса Джона Руни. Последний держит в ежовых рукавицах целый город в окрестностях Чикаго, водит дружбу с самим Фрэнком Нити, правой рукой Аль Капоне, и относится к Салливану с отеческой теплотой.
Однако не стоит путать душевность с кровными узами. Тем более что иным людям может быть неприятно, что Руни обхаживает Салливана, вместо того чтобы уделять должное внимание своему единственному сыну Коннору. И тому это не нравится в первую очередь. Зависть медленно трансформируется в ненависть, а подлая душонка вынашивает коварный план: старший сын Салливана случайно стал свидетелем папиных рабочих будней. И теперь, если мальчишка проболтается, на свет всплывут все грязные махинации Коннора, который уже многие годы тайком обкрадывает своего папашу-босса.
Понимая, что настало время действовать, Коннор наносит удар в самое сердце. Убив жену и младшего сына Салливана под предлогом «заметания улик», он провоцирует конфликт внутри мафиозной семьи. Теперь для Майкла нет иной цели, как отомстить, но его руки связаны клятвой главе семьи Руни, да и обуза в виде сына мешает ему пуститься во все тяжкие. Чикагские боссы не хотят впутываться в резню и принимают сторону подлеца Коннора, ибо бизнес — есть бизнес. Но Майкл не согласен подставлять другую щеку. Он объявляет войну своим бывшим покровителям и согласен ступить на этот «проклятый путь». Если не ради себя, то ради чудом уцелевшего сына…
Предварительный скепсис публики, связанный с кандидатурой Хэнкса, выбранным жанром и литературным источником «Проклятого пути», закономерно вылился в крайне сдержанный прием ленты на родине режиссера. Хотя, если окинуть взглядом фильмографию Мэндеса, окажется, что сия блестящая лента — вторая по качеству и силе воздействия на зрителя после оскароносной «Красоты по-американски». А тогда, в 2002 году, критики были холодны и во многом недооценили шедевр, который спустя десятилетие занимает почетное место среди лучших картин гангстерской тематики.
У названия ленты есть скрытый подтекст. Многие хватаются за первый, очевидный вариант, приняв за «проклятый путь» решение Майкла Салливана во что бы то ни стало отомстить за свою семью. Но есть и другой «путь». Тот, что чуть было не выбрал его выживший сын, способный продолжить дело отца, но не пожелавший стать таким же хладнокровным убийцей. И в этом толковании гораздо больше смысла, если учесть, сколько экранного времени посвящено чисто драматическим, абсолютно незрелищным, но важным эпизодам общения отца и сына. Смотря ленту в кинотеатре, я краем уха услышал от соседки на заднем ряду: «Боже мой, какая скукотища. Когда же оно уже закончится». Я же не мог оторвать взгляда от экрана, будучи всецело погружен в неторопливую, но столь захватывающую атмосферу ленты.
Подобно тому, как «Красота по-американски» не смогла бы добиться столь впечатляющих успехов без Кевина Спейси, кастинг «Проклятого пути» способен составить конкуренцию любому навороченному и гремящему доспехами блокбастеру современности. И при этом актерский состав ленты представляет собой тотальный «разрыв шаблона». Кто бы мог подумать, что тихоня Том Хэнкс, доселе предпочитавший роли насквозь хороших парней, пускай и с оружием в руках, сможет правдиво и точно передать на экране эмоции наемника мафии, убитого горем отца и бескомпромиссного киллера одновременно.
Великолепен и неповторим легендарный Пол Ньюман, коего было довольно тяжело уговорить на съемки, не говоря уже о том, чтобы изобразить злодейского персонажа. Но именно Ньюман и никто иной был первым выбором создателей на роль мафиозного босса Джона Руни. Ходят слухи, что выдающийся оператор Конрад Л. Холл, трижды лауреат Оскара, однажды заплакал на съемках, настолько был впечатлен игрой своего ровесника. Печально, что и для Холла (оператор умер 4 января 2003 и получил свою третью золотую статуэтку посмертно), и для Ньюмана «Проклятый путь» стал последним большим проектом. Актер пережил своего коллегу на пять с половиной лет, но больше никогда не снимался в полнометражных кинофильмах.
Тяжело было представить тогда, в 2002-м, что Дэниэл Крэйг, коему в картине Мэндеса досталась самая негативная партия, в будущем превратится в знаменитого Джеймса Бонда. Здесь же Крэйг — воплощение зла: завистливый, коварный психопат, страдающий манией величия. Гениальный мерзавец со своей фирменной ухмылкой, коей он позже будет столь же прекрасно пользоваться в образе агента 007.
Ну и разумеется красавчик Джуд Лоу, один из бессменных секс-символов Голливуда, коему доверили роль наемного убийцы Харлена Магуайра. Лоу настолько невзлюбил своего героя, что между дублями кутался в плащ и старался обходить репортеров стороной. Оно и понятно, актера старательно гримировали, дабы он выглядел бледнее остальных, заставили отрастить длинные ногти и неряшливо одеваться. Для Лоу данный проект был настоящим стрессом, посему он предпочел в дальнейшем обходить подобные предложения за версту.
Несмотря на скромную кассу (лента с трудом окупила 110-миллионный бюджет) и неоднозначное отношение критиков, «Проклятый путь», без сомнения, является одним из ярчайших представителей жанра и благодаря выдающейся операторской, актерской и режиссерской работе достоин самых высоких похвал.