Как советская власть решала амурный вопрос? Хетагуровщина!

Село Пермское на реке Амур. Основано пермяками-переселенцами в 1860 году. Все 47 крепких дворов в 400 казачьих душ населения жили тихо и благополучно до тех пор, пока далеко в Москве за тысячи тысяч верст от Пермского не решено было строить на Амуре судостроительный завод. Начался великий десант десятков тысяч людей на берега Амура.

Десант этот назвали комсомольским, но всего комсомольцев было в этой огромной массе 8 тысяч человек (среди них всего 30 женщин). Вот их-то и считают основателями города Комсомольска-на-Амуре. А на самом деле город следовало бы назвать Арестантском-на-Амуре. В общей сложности с марта 1932 до 1938 года в строительстве города и коммуникаций участвовало до 900 тысяч заключенных Амурлага, в дальнейшем Дальлага. То есть миллион человек, включая вертухайскую составляющую. Усиливала власть Амурский край и Дальний Восток и военным присутствием всех родов войск.

В результате сложилась огромная гендерно-демографическая диспропорция на огромной территории. Половой вопрос пришлось решать сверху. И держим в уме, не забываем, что 1932 год прошел под знаком активной коллективизации, раскулачивания и голодомора. Больше половины населения страны гражданами СССР не являются — бывшие крестьяне, а ныне колхозники не имеют общегражданских паспортов и свободы передвижения.

И вот, как джокер из рукава, среди всеобщего «народ безмолвствует» раздается бравый клич: «Девушки — на Дальний Восток!». Давайте познакомимся с официальной легендой большого дамского дрейфа.

Валентина Хетагурова была среди тех немногих гарнизонных женщин, жен-активисток комсостава (а в каждом гарнизоне жены были организованы в женсоветы, руководимые комиссарами полков), которым удалось «дослужить» своего мужа Георгия Ивановича Хетагурова из простого майора в настоящего генерала и даже Героя Советского Союза.

Ни красный командир-комиссар (в одном фужере) отдельного артдивизиона, ни его жена Валентина ничем особым не отличались. Последняя, правда, хорошо стирала от имени женсовета. Просто пришла разнарядка: нужна молодая, политически сознательная, русская, член ВКПб жена красного командира, да еще и комиссара (в одном фужере). Ею была назначена Валентина Хетагурова. Ну, а дальше по известной схеме.

Она получает написанный где положено текст, подписывает его и обращается через центральную прессу к молодым женщинам с пламенным призывом: «Сестры! Вы нужны на Дальнем Востоке!» Дальше: в райкомах и крайкомах комсомола разворачивается кампания — вербовщики спускают разнарядки на предприятия, предприятия выступают со встречными планами… Так родилось комсомольское женское движение, называемое хетагуровским призывом, а завербованные женщины, стало быть, хетагуровками. В райкомах списки утверждаются и посылаются наверх, наверху формируют эшелоны, и под звуки оркестра хетагуровки отбывают на Дальний Восток:

Провожает Родина вас на Восток Славных своих дочерей… Напишите, девушки, как живете, девушки, Как вас встретил Дальний Восток.

Если кто-то помнит очень старый (1939 год) и очень глупый фильм режиссера Константина Юдина «Девушка с характером» с симоновской Валентиной Серовой и ничьей Эммой Цесарской, то он помнит, чем закончилась поездка Кати Ивановой-звероводицы в Москву: она не только возвращается с победой над бюрократом в свой родной зверосовхоз, но еще и набивает полный эшелон хетагуровок — девушки, на Дальний Восток! Песня к кинофильму, кстати, написана молодым Евгением Долматовским в 1938 году сразу после ареста и расстрела его отца. На свежем энтузиазме!

(А уж коль скоро заговорили о высоком искусстве: среди зеков, строивших Комсомольск-на-Амуре, был и поэт Николай Заболоцкий, и музыкант Эдди Рознер).

Но вернемся к Валентине Хетагуровой: жилу, она, конечно, нашла благодатную, и окучивала ее до конца своих дней. В 1936 посадочном году ее выдвигают от Амурского округа делегатом Всеармейского совещания жен командирско-начальственного состава Красной Армии. Нарком К. Е. Ворошилов вручает лично от товарища Сталина именные золотые часы. Незаметно для себя Валентина быстро награждается Орденом Трудового Красного Знамени. (Не забыт и муж: его выдвигают делегатом Восьмого Чрезвычайного Съезда, повышают в звании. ) В следующем посадочном 1937 году Валентина Хетагурова становится депутатом Верховного Совета СССР. За всю свою активную партийную карьеру она больше ничего такого не натворила, но благодарная партия не забывала семью.

Всего же по призыву Валентины Хетагуровой на Дальний Восток было вывезено 150 тысяч молодых городских женщин (Мы помним, что колхозниц вывозить не могли, они были беспаспортные. ) Это, можно сказать, население среднего города. А теперь отдохнем от официальной версии и посмотрим, как оно было на самом деле.

А на самом деле не совсем добровольно покидали девушки свои благоустроенные города. Вы мне не поверите (сейчас в это трудно поверить), но вызывали куда надо и вручали комсомольскую повестку. Точно как повестку к прокурору. Партия сказала НАДО, комсомол ответил ЕСТЬ! Эшелоны формировали под руководством НКВД, литерно пропускали по ветке старого БАМа под надзором НКВД, на конечной станции принимали в объятья НКВД, и…

распределяли по военным частям! Призыв «Сестры, Дальнему Востоку нужны ваши руки!» читался на деле несколько искаженно — не руки были нужны: девушек по разнарядке разбирали замуж красные командиры и ответственные гражданские лица. При соотношении мужеского к женскому полу 1 к 300 разбирали всех.

Сейчас мы это называем женским трафикингом. Тогда эта разнарядка называлась хетагуровским движением. И если снова вспомнить фильм «Девушка с характером», то героиня открытым текстом говорит хетагуровкам: вы же не знаете, к кому вы едете, а я, типа, уже при матросике.

Точно так же пишет об этом трафикинге Анатолий Рыбаков — героиня спасает свою сестру от ареста, посадив ее в обычный поезд на Дальний Восток под видом отставшей от комсомольского эшелона хетагуровки. И как хетагуровке ей всеобщий почет и зеленый светофор!

А теперь зажмуримся и представим, что нам приснился дурной сон: в один прекрасный день вас вызывают Куда Надо и Кто Надо вручает вам повестку: с вещами в ссылку на Дальний Восток замуж за кого скажут. У вас может быть молодой человек, любимые родители, любимая работа, подруги. Извините, даже свои планы могут быть у вас в жизни…

Отказаться нельзя — следует исключение из комсомола со всеми вытекающими. Поехать и не пойти замуж тоже нельзя — или замуж, или в петлю: работы нет, крова нет, паспорт у старшого.

150 тысяч угнанных «доброволиц»! Вряд ли среди них было хотя бы полторы тысячи по своей доброй воле — ну не было до войны мужского безрыбья в средней полосе, не было диспропорции в балансе М и Ж — это война повыбила. И не ехали девушки за тридевять земель по женихи — их под рукой хватало с избытком. И не манили их никакими премиальными или северными льготами как мужиков: замужество — вот и вся премия. Муж прокормит…

Многие ли из них вытащили счастливый билетик? По крайней мере, в Комсомольске-на-Амуре, в Амурске, да и много где на дальнем Востоке в простом народе еще долго бытовало очень оскорбительное ругательство: а, эта! Да хетагуровка она настоящая! Так что судите сами. И не судите строго — страшное было время!

Вот и вся история, какая ни есть. Просто хочется, чтобы мы не забывали и эту трагедию, и этих декабристок поневоле. Светлая им память.

Наступает очередь звонкой весны. Юный собирайся поток! Преданные дочери нашей страны Едут на дальний Восток («До свидания, девушки». Слова Левина, музыка Дунаевского)

Идут составы дальние, звенят слова прощальные Пусть много есть широких и солнечных дорог Но лучшая дорога — в края, где дела много На близкий и любимый, на Дальний Восток («Поезд на Дальний Восток». Слова Долматовского, музыка братьев Покрасс)




Отзывы и комментарии
Ваше имя (псевдоним):
Проверка на спам:

Введите символы с картинки: